Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Вагнер PDF Печать E-mail
Автор: admin   
08.07.2010 08:07

ВАГНЕР Владимир Александрович (1849—1934) — российский биолог, психолог и педагог, основатель сравнительной психологии в России. Окончил юридический (1874) и физико-математический (1882) фак-ты Московского ун-та. Д-р зоологии (1899). Приват-доцент Московского (1895—1905) и Петербургского (1906—1917) ун-тов. Одновременно — директор Петербургского коммерческого училища (1904—1917), профессор и вице-президент Психоневрологического института (1907—1917), профессор Педагогической академии (1907—1915). В 1917—1931 возглавлял кафедру сравнительной психологии в Ленинградском ун-те. В. разработал объективный ("биологический") метод исследования поведения животных, психику которых рассматривал как продукт длительной эволюции. Систематизировал огромный фактический материал, связанный с изучением инстинктов. Считал, что инстинктивные и разумные формы поведения животных восходят к рефлексам, но не могут быть к ним сведены. В. критиковал как "монизм сверху" (антропоморфизм в сравнительной психологии), так и "монизм снизу" (утверждение, согласно которому везде, от инфузорий до человека, психика определяется автоматизмами). В. разрабатывал теорию флуктуации (колебания) инстинктов, считая, что инстинкты представляют собой не стереотипы, одинаково повторяющиеся всеми особями вида, а устойчивые и колеблющиеся формы поведения для каждого вида свои. Созданный В. "биологический метод" исследования поведения животных предусматривал изучение их жизнедеятельности не в сравнении с человеком и простейшими, составляющими две крайние генетические ступени, а с близстоящими в эволюционном ряду группами. Это давало возможность проследить качественные и количественные характеристики психики животных в онтогенезе и филогенезе, установить генетическую связь отдельных ступеней эволюции. В. был сторонником широкого распространения естественнонаучного образования. В средней школе считал необходимым расширять межпредметные связи, был сторонником комплексного метода преподавания на всех этапах обучения.

Читал лекции по биологии и методике преподавания естествознания на Московских педагогических курсах, сотрудничал в журналах "Природа" и "Естествознание в школе". Был одним из организаторов Общества распространения естественнонаучного исторического образования (1907), основателем Музея эволюции нервной системы и психики при Институте мозга. Основные труды В.: "Методы естествознания в науке и школе", 1893; "Биологические основания сравнительной психологии", т. 1—2, СПб., 1910—1913; "Биопсихология и смежные науки", Пг., 1923; "Природа и школьник, М. — Л., 1926; "Возникновение и развитие психических способностей", вып. 1—9, Л., 1924—1929.

А.В. Петровский