Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Шпильрейн PDF Печать E-mail
Автор: admin   
08.07.2010 08:07

ШПИЛЬРЕЙН Исаак Нафтульевич (1891—1937) — российский психолог, специалист в области дифференциальной психологии, психологии труда, профессор (с 1923), основатель отечественной психотехники. Обучался в Германии на фак-те философии в Гейдельбергском и Лейпцигском ун-тах, где его учителями был В. Вундт и др. ведущие психологи той эпохи. Защитил в Лейпциге дис., посвященную сравнению особенностей домашнего и гимназического обучения в их влиянии на физическое развитие ребенка (1914). Профессиональная научная деятельность Ш. в России началась в 1922 г. работой в психотехнической лаборатории ЦИТ в Москве. В 1923 г. Ш. организует Лабораторию промышленной психотехники при НК Труда СССР, вошедшую в 1925 г. в состав Московского института охраны труда, создает и возглавляет секцию психотехники в Институте экспериментальной психологии при 1-м МГУ (1923—1933). Работал в Институте труда Военпрома, а также в научно-исследовательском испытательном санитарном инте РККА. Преподавал дифференциальную психологию, психотехнику в ряде учебных учреждений. Был организатором и председателем Всероссийского Общества психотехники и прикладной психофизиологии (1927), ставшего с 1930 г. всесоюзным. Возглавлял в качестве гл. ред. журналы "Психофизиология труда и психотехника" (1928), "Советская психотехника" (1932—1934). Руководил секцией психотехники в Ассоциации естествознания Коммунистической академии. Представлял Советскую психотехнику на Международных психотехнических конференциях в 1927, 1929, 1930, 1931, 1934 гг. Был избран президентом Международной психотехнической ассоциации (1930—1931), организовал и был председателем 7-й Международной психотехнической конференции в Москве (1931). Ш. — один из активных деятелей НОТовского движения в Советской России. Был одним из руководителей Лиги "Время — НОТ" (1923—1925), экспертом в области психотехники в Бюро президиума Совета по НОТ при НК РКИ СССР. Репрессирован НКВД в 1935 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности, расстрелян в 1937, реабилитирован посмертно (1957).

В области дифференциальной психологии, будучи последователем В. Штерна, Ш. ставил задачу ее развития объективными методами естественных наук ("Психотехника в реконструктивный период", 1930). Опираясь на марксистскую методологию, выдвинул положение о социальной природе труда и психики человека, о необходимости перестройки теории психотехники как социальной научной дисциплины (учитывающей данные биологии, но не биологической в своей основе), поскольку ее объектом воздействия и предметом исследования являются социальные явления ("Классовые различия в тестовых испытаниях интеллекта" / Психотехника и психофиозиология труда, 1930; "К вопросу о теории психотехники" / там же, 1931; "О повороте в психотехнике" / там же, 1931). Разработал "трудовой метод" психологического изучения профессий ("Трудовой метод изучения профессий" / ред. и соавтор, 1925; "Основные вопросы профессиографии" / Психофизиология труда и психотехника, 1928). Совместно с С.Г. Геллерштейном эмпирически установил обусловленность свойств и способностей профессионала особенностями выполняемых задач и ситуаций деятельности, что нашло выражение в разработанной ими программе изучения профессий трудовым методом. Ш. предложил вариант психологической классификации профессий ("Руководство по психотехническому профессиональному подбору", ред. и соавт., 1929).

Наметил подходы к изучению профессионального своеобразия психических функций на основе: "метода искусственной и естественной деавтоматизации", суть которого в исследовании особенностей психики в условиях овладения профессиональным мастерством (генетический подход); в ситуации естественного обратимого "распада" сложившихся способов функционирования психики при профессиональном утомлении; и наконец, под влиянием экспериментально, искусственно спровоцированных нарушений в психической регуляции поведения человека. Исследования процесса формирования автоматизированных форм поведения и проявлений деавтоматизации, дезориентации и пр., по замыслу Ш., открывали путь для изучения сложных форм психики у взрослых нормальных людей — представителей различных профессий ("Метод искусственной деавтоматизации в психологическом исследовании" / Психотехника и психофизиология труда, 1930). Ш. проводил также исследование политической грамотности бойцов ("Язык красноармейца: Опыт исследования словаря красноармейца московского гарнизона", в соавт., 1928.

О.Г. Носкова, Ю.Н. Олейник