Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Шадриков PDF Печать E-mail
Автор: admin   
08.07.2010 08:07

ШАДРИКОВ Владимир Дмитриевич (р. 1939) — российский психолог, специалист в области психологии труда, педагогической и дифференциальной психологии. Автор теории системогенеза деятельности и теории способностей. Д-р психологических наук (1977), профессор (1978). Чл.-кор. АПН СССР (1982). И.о. Президента АПН СССР (1989—1990). Д. чл. АПН СССР (с 1990) и РАО (с 1992). Засл. работник ВШ РФ (1998). Научно-практическая деятельность Ш. была отмечена рядом общественных наград: медалями (им. Н.К. Крупской, 1989; К.Д. Ушинского, 1989; А.С. Макаренко, 1990); "Орденом Благоверного князя Даниила Московского" (Российская Патриархия, 2001); "орденом Почета" (указом Президента РФ за разработку Гос. стандартов высшего проф. образования, 2002). За цикл работ по психологии способностей Президиумом РАН Ш. была присуждена премия им. С.Л. Рубинштейна (1996) и премия Президента РФ в обл. образования (за комплекс работ: "Отечественное направление в психологии творчества и одаренности", 1999). Образование получил в Ярославском государственном педагогическом ин-те им. К.Д. Ушинского (ЯрГПИ), закончив физико-математический фак-т (1962) и аспирантуру кафедры психологии (1965—1968). В 1968 защитил канд. дис. на тему: "Сигнальное программирование и оптимизация подачи информации оператору". С 1968 г. — преподаватель кафедры психологии ЯрГПИ, доцент (1970). В 1970-е гг. принимал участие в создании фак-та психологии вновь создаваемого Ярославского государственного университета (ЯрГУ). Был деканом фак-та психологии и зав. кафедрой "Психологии труда и инженерной психологии" (1971—1982). С 1976 по 1982 г. — проректор по учебной работе. В 1977 г. защитил докт. дис.: "Системный подход в психологии производственного обучения". В 1982—1985 гг. — ректор ЯрГПИ. В 1985 г. был приглашен в Москву на должность зам. Министра просвещения СССР. В 1988—1991 гг. — первый зам. председателя Госкомитета СССР по народному образованию — Министр СССР. Занимался совершенствованием содержания и организационных основ общеобразовательной школы и педагогического образования.

В 1991—2001 гг. — зам. министра образования РФ, в числе прочих дел занимался организацией разработок Государственных образовательных стандартов для высшего профессионального образования. С 2001 г. — профессор кафедры общей психологии и научный руководитель фак-та психологии Высшей школы экономики МО и МЭ РФ. Научная работа Ш. связана с проблемами системогенеза профессиональной деятельности, а также теоретическими и прикладными проблемами психологии профессионального обучения. Анализ процессов системогенеза профессиональной деятельности показал, что научение в ходе освоения профессии целесообразно рассматривать как процесс формирования системы деятельности ("Психологический анализ деятельности (системогенетический подход)", 1979). Были выделены основные компоненты ее структуры, раскрыто их содержание, закономерности формирования и функционирования. Другое направление научных исследований Ш. связано с изучением и развитием способностей. В предложенной им теории способности рассматриваются на трех уровнях: индивида, субъекта деятельности и личности. Было показано, что способности индивида определяются свойствами функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые в процессе освоения конкретной деятельности приобретают черты оперативности. На уровне личности способности (наряду с природными механизмами) начинают определяться духовными качествами. Раскрывается генезис развития способностей от биологических к духовным. Показывается, что невозможно дать полную характеристику способностей, ограничиваясь только одним аспектом: природным, деятельностным или социальным.

Большое внимание Ш. и его ученики уделяли вопросам диагностики способностей, проектированию психодиагностических методик, разработке комплексных методик диагностики мнемических способностей, исследованию возможностей использования вычислительной техники в психодиагностических и профориентационных процедурах, выявлению принципов профессиональной психодиагностики. Ш. — автор более 20 монографий и учебных пособий, основные из которых: "Проблемы системогенеза профессиональной деятельности", М., 1982; "Философия образования и образовательные политики", М., 1994; "Психологическая деятельность и способности человека", М., 1996; "Способности человека", М. — Воронеж, 1997; "Происхождение человечности", М., 2001; "Введение в психологию. Мир внутренней жизни человека", М., 2002.

Л.А. Карпенко, В.А.Кольцова