Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Челпанов PDF Печать E-mail
Автор: admin   
08.07.2010 08:07

ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович (1862—1936) — русский философ, психолог, педагог, специалист в области теории и методологии философии и психологии. Профессор (с 1897). Получил образование на историко-филологическом фак-те Новороссийского ун-та в Одессе (1882—1887). С 1891 г. — приват-доцент кафедры истории философии Московского ун-та, с 1892 г. — Киевского ун-та, где в 1897 г. получил звание профессора психологии и философии и организовал психологическую лабораторию (1897—1906). В 1907 г. был приглашен в Московский ун-т в качестве профессора, где также создал психологическую лабораторию. В 1910—11 гг. посетил Германию и США для ознакомления с работой психологических институтов и лабораторий. В 1912 г. основал при Московском ун-те первый в России Московский психологический инт Л.Г. Щукиной (официально открыт в 1914 г. при финансовой поддержке С.И. Щукина). Был его директором до 1923 г. Под руководством Ч. прошли подготовку многие известные российские психологи. Активно работал в Московском психологическом обществе, принимал участие в различных научных съездах по психологии и педагогике. Издавал учебники и учебные пособия ("Психология. Лекции", М., 1892; "Курс лекций по логике", К., 1901; "Психология", ч. 1—2, М., 1909; "Учебник психологии", М. — Пг., 1919). Основные направления научных исследований Ч. касались важнейших проблем теории и методологии психологии: вопросов о сущности психики, о соотношении души и тела, биологического и социального в формировании человека. Подчеркивал односторонность только материалистического подхода к исследованию психики, пытался философски обосновать психологию с помощью концепции психофизического параллелизма. С этих позиций рассматривал предмет и методы психологии, интерпретировал результаты экспериментальных исследований. В своих лабораториях проводил многочисленные эксперименты по психологии восприятия пространства и времени. Опираясь на эмпирическую интроспективную психологию, разработал ряд методов лабораторного психологического исследования.

Считал, вслед за В. Вундтом, что смысл эксперимента — сделать самонаблюдение максимально точным ("Проблемы восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности" ч. 1—2, Киев, 1896—1904; "Введение в экспериментальную психологию", М., 1915, 1924). Большое внимание уделял взаимоотношениям психологии и педагогики. Считал, что психологические знания необходимы учительству, но в то же время предостерегал от чрезмерно широкого использования экспериментальных психологических методов в педагогической практике. Подчеркивал важное значение для педагогики философской этики, обосновывающей педагогические цели, тогда как психология указывает на средства их достижения. Участвовал в анализе проекта реформы школы ("Демократизация школы", 1918), подвергнув его критике. Считал среднее образование основой культуры народа и потому резко отрицательно относился к снижению его уровня. В 1923 г. был отстранен с поста директора Психологического института и лишен возможности продолжать научную деятельность. Тем не менее осуществил еще ряд публикаций, в которых критиковал вульгарно-материалистические тенденции в психологии. Считал, что марксизм может быть распространен только на область социальной психологии, но не на общую психологию, которая, по его мнению, должна была быть свободна от всякой философии ("Спорные вопросы психологии", 1926).

Автор трудов: "История основных вопросов этики", К., 1897; "Мозг и душа", СПб., 1900, 1918; "Биологическая точка зрения в психологии", М., 1909; "Задачи современной психологии" // Вопросы философии и психологии, 1909, вып. 99; "Психология и школа", М., 1912; "Психология и марксизм", М., 1924; "Объективная психология в России и Америке", М., 1925; "Психология или рефлексология? Спорные вопросы психологии", М., 1926; "Социальная психология и условные рефлексы", М. — Л., 1928 и др.

Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков