Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Хотин PDF Печать E-mail
Автор: admin   
08.07.2010 08:07

ХОТИН Борис Иосифович (1895—1950) — российский психолог, специалист в области зоопсихологии. Канд. психологических наук, ученик и ближайший помощник В.А. Вагнера, Учился в Психоневрологическом институте (1915). В 1922 г. закончил медицинский фак-т Иркутского ун-та, а в 1924 г. — Ленинградский ин-т социального воспитания. Работал ассистентом Вагнера в ЛГПИ им. А.И. Герцена (1927—1930), ординатором в клинике нервных болезней профессора М.И. Аствацатурова (1925—1930), был заведующим сектором биогенеза (1930—1932) и с.н.с. сектора сравнительной психологии и физиологии (1932—1935) Института мозга им. В.М. Бехтерева (Ленинград). В годы ВОВ находился в действующей армии в качестве врача-невропатолога. В 1948—1949 гг.работал во вновь организованном Институте физиологии центральной нервной системы АМН СССР. Основным направлением научной деятельности Х. являлась разработка проблем научения и подражания у животных, их сравнительное исследование для разных животных. Опережая мировую практику, Х. экспериментально изучил широкий спектр позвоночных (как взрослых, так и молодых особей): караси, голуби, куры, крысы, кошки, собаки, волки, овцы, северные олени, обезьяны. Он организовал научные экспедиции на Мурманское побережье и Новую Землю (1931—1934) с целью изучения повадок и инстинктов обитателей птичьих базаров и проведения полевых экспериментов. В ходе многолетних исследований Х. показал, что подражание, будучи в своей основе инстинктивным, часто лежит в основе механизмов научения и выработки индивидуальных навыков поведения и является развивающейся функцией. При этом динамика подражания как в фило-, так и в онтогенезе описывается своеобразной кривой: появляясь в определенном возрасте, оно усиливается со временем и затем постепенно ослабевает и совсем исчезает в связи со взрослением животного и накоплением им индивидуального опыта. Совпадение кривых подражания в фило- и онтогенезе, привело Х. к признанию биогенетического параллелизма в развитии подражания. Х. экспериментально показал, что научение у животных носит индивидуальный характер, оно обусловлено биологическими условиями существования вида и его пластичность увеличивается по мере усложнения строения головного мозга.

С помощью сконструированного им разборного лабиринта Х. предложил метод "экспериментального конфликта", при котором сталкиваются поведенческие формы, выработанные на основе подражания и научения. Значительная часть работ Х. осталась неопубликованной. Он автор трудов: "К вопросу о генезисе подражания у животных", Вопросы психофизиологиии клиники чувствительности. Труды гос.ин-та по изучению мозга им. В.М. Бехтерева, т. XV, 1947; "Подражание у карасей. Педологические исследования" / Труды педологического отделения Гос. педагог. ин-та им. А.И. Герцена, 1930; "Изучение поведения кайр и моевок "птичьих базаров" на Новой Земле (мыс Безымянный)" / История и некоторые вопросы современного состояния экспериментальных исследований в отечественной психологии, 1990.

В.А. Кольцова