Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Августин PDF Печать E-mail
Автор: admin   
08.07.2010 08:07

АВГУСТИН Аврелий (354—430) — философ и богослов, учение которого ознаменовало переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению. Считая душу орудием, которое правит телом, утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (от лат. "voluntas" — воля). Индивидуальная воля, согласно А., зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет действиями души и обращает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Так, из отпечатков, которые сохраняют органы чувств, воля создает воспоминание. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души опять-таки благодаря направленности воли. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт: душа поворачивается к себе, чтобы постичь с предельной достоверностью собственную деятельность и ее незримые продукты. Идея о внутреннем опыте, отличном от внешнего, но обладающем высшей истинностью, имела у А. теологический смысл, поскольку предполагалось, что истинность даруется Богом. Решая теологические задачи, А. развернул систему аргументов, ставших путеводной нитью для интроспективной психологии последующих веков (принцип единства и самодеятельности души, независимой от тела, но использующей его в качестве орудия; понятие о внутреннем опыте как непогрешимом источнике познания и др.). Вслед за Плотином А. сосредоточился на вопросе о познаваемости субъектом собственных психических актов и состояний, как отличном от восприятия предметов посредством внешних органов чувств, направив психологическую мысль на проблему самосознания. По оценке С.С. Аверинцева, А. с недостижимым для эпохи античности самоанализом, показав коллизии становления личности, создал в европейской культуре традицию "исповедей" (как сочинений, воссоздающих процесс осмысления индивидом своих грехов с целью покаяния), получившую светское развитие у Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого и др. В "Исповеди" самого А., полной глубоких размышлений об отношении личности к другим людям, резко осуждается насилие над ребенком.

М.Г. Ярошевский