Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Солнцева PDF Печать E-mail
Автор: admin   
08.07.2010 08:07

СОЛНЦЕВА Людмила Ивановна (р. 1927) — российский психолог, дефектолог, специалист в области тифлопедагогики и тифлопсихологии. Д-р психологических наук (1979), профессор (1988), чл.-кор. РАО (1993). Зав лабораторией обучения и воспитания слепых НИИ дефектологии АПН СССР (1979). Закончила психологическое отделение философского фак-та МГУ (1950) и аспирантуру кафедры психологии МГПИ им. В.П. Потемкина (1953). В 1954 г. защитила канд. дис. на тему "Особенности произвольного и послепроизвольного внимания". В 1954—1955 гг. являлась главным библиографом по психологии и педагогике в Государственной библиотеке им. В.И. Ленина. С 1960 по 1992 г. работала в НИИ дефектологии АПН РСФСР (с 1968 г. — АПН СССР), возглавляя лабораторию обучения и воспитания слепых (1979—1992). В 1979 г. защитила докторскую диссертацию по психологии. С 1992 г. институт был преобразован в НИИ коррекционной педагогики РАО, где С. возглавила лабораторию обучения и воспитания слепых. Основное направление научных исследований С. связано с изучением развития познавательной деятельности слепых детей раннего и дошкольного возраста, рассмотрением психолого-педагогических проблем их обучения и воспитания. С. разработала теорию компенсации слепоты в раннем и дошкольном возрасте, обосновала теоретические основы коррекционной работы в школах для детей с нарушением зрения, ориентации в пространстве.

Ею исследуются возможности и конкретные пути использования остаточного зрения в процессе обучения слепых детей, их интеграции в общеобразовательные школы и включения в систему массового обучения; разрабатываются принципы организации психологической службы в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушением зрения. С. автор книг: "Воспитание и обучение слепого дошкольника" (1967); "Развитие познавательной деятельности слепых детей дошкольного возраста", глава в кн. "Дети с глубокими нарушениями зрения", (1967); "Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста", (1980); "Обучение ориентированию в пространстве и мобильности слепых учащихся начальных классов", в соавт., 1991.

А.Н. Коновалов, В.А. Сумарокова