Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Слободчиков PDF Печать E-mail
Автор: admin   
08.07.2010 08:07

СЛОБОДЧИКОВ Виктор Иванович (р. 1944) — российский психолог, специалист в области общей, возрастной и педагогической психологии, психологии образования, философско-религиозных проблем психологии человека. Ученик Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Д-р психологических наук (1994), профессор (1995), чл.-кор. РАО (1996). С 1992 по 2003 г. — директор Ин-та педагогических инноваций РАО и зав. лабораторией антропологических основ психологии развития и образования человека. С 2003 г. — директор Ин-та развития дошкольного образования РАО. Чл. Совета по присуждению премий Президента и Правительства РФ в области образования (1997). Награжден медалью К.Д. Ушинского (1995). Образование получил в ЛГУ, заочно окончив фак-т психологии (1972). Профессиональную научную деятельность начал в ИОиПП АПН СССР (1968—1990), где под руководством Н.И. Непомнящей и Д.Б. Эльконина провел цикл исследований, изучая предметное содержание сознания и способов его организации у дошкольников и младших школьников. Результаты были обобщены в канд. дис.: "Психологические особенности знаний ребенка о предметном мире в младшем школьном возрасте" (1977). Со второй половины 1980-х гг. совместно с В.В. Давыдовым приступил к разработке психологических основ отечественного образования. Был одним из организаторов ВНИК "Школа" и соразработчиком "Концепции развития общего среднего образования" (1988). Последующие научные исследования С. были связаны с анализом проблем сознания, рефлексии, развития субъективной реальности, внутреннего мира человека, периодизации и диагностики психического развития, организации психологических служб, проектирования систем развивающего общего, высшего и последипломного образования. Результаты были обобщены в докт. дис.: "Становление и развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования)" (1994). С середины 1990-х гг. под руководством С. разрабатывается новое научное направление — основы психологической антропологии, подготовлены и изданы базовые учебные пособия по психологическому образованию в гуманитарных вузах ("Психология человека" / в соавт., 1995; "Психология развития человека" / в соавт., 2000; "Психология образования человека", 2003). С. является также организатором практико-ориентированных, комплексных исследований в гуманитарной сфере.

В настоящее время он федеральный эксперт и куратор Мегапроекта "Развитие образования в России", программы модернизации российского образования. Автор монографий: "Методы изучения синтезирующей функции сознания", М., 1975; "Вопросы теории и диагностики психического развития", М., 1982; "Психологические проблемы становления внутреннего мира человека", М., 1986; "Категория возраста в психологии и педагогике развития", М., 1991; "Интегральная периодизация общего психического развития", М., 1996, в соавт.; "Антропологический принцип в психологии развития", М., 1998, в соавт.; "Деятельность как антропологическая категория", М., 2001; "Очерки психологии образования", Биробиджан, 2002. Многие научные работы С. изданы в Болгарии, Германии, США, в ряде испано-язычных стран.

В.Г. Щур