Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Розенталь PDF Печать E-mail
Автор: admin   
08.07.2010 08:07

РОЗЕНТАЛЬ (Rosenthal) Роберт (р. 1933) — американский психолог, специалист в области психологии личности, клинической и социальной психологии, психологии образования, методов оценки и измерения. Дал описание "эффекта Пигмалиона". Образование получил в Калифорнийском ун-те в Лос-Анджелесе (бакалавр, 1953; доктор, 1956). Профессиональную деятельность начал в качестве преподавателя ун-та Северной Дакоты (1957—1962) и продолжил в Гарвардском ун-те (профессор социальной психологии с 1967). Был избран президентом Психологической ассоциации Северной Дакоты (1967), был членом Общества экспериментальной социальной психологии, работал как клинический психолог. С 1992 г. — руководитель отдела психологии (Массачусетс). Чл. редкол. десяти ведущих американских психологических журналов. Имеет многочисленные награды, в том числе "За выдающийся вклад" (Массачусетс, 1979); награда Винера (Манитобский университет, 1979) и др. Наибольший интерес вызвали исследования Р., посвященные роли исполнения прогнозов в быту и в лабораторных условиях. На примере анализа психологических экспериментов с людьми Р. показал сходство полученных результатов с исследованиями "исполнения предсказаний" в известном деле "Умного Ганса" (лошади, принадлежавшей мистеру фон Остену). Р. одной группе студентов сообщал, что они будут работать с крысами, обладающими высоким интеллектуальным уровнем, а другой группе говорил, что их крысы плохо обучаются.

И хотя на самом деле крысы раздавались наугад, группа с "интеллектуальными" крысами сообщила о лучших результатах прохождения лабиринта, чем группа с "тупыми" крысами. Р. назвал этот феномен "эффектом Пигмалиона" и предположил, что подобный эффект можно наблюдать и в образовании, когда надежды педагогов ненамеренно определяют достижения учащихся, улучшая или ухудшая их. Последующие эксперименты Р. подтвердили это предположение, выявив роль тонкой невербальной коммуникации в отношениях между учителем и учеником, врачом и пациентом, менеджером и исполнителем, психотерапевтом и клиентом, а также между мужчинами и женщинами в небольших трудовых коллективах и малых социальных группах. Для этих экспериментов Р. разработал широко теперь применяемый метод измерения восприимчивости к невербальному общению. Он также анализировал источники артефактов в исследованиях поведения и различных количественных измерительных процедурах. В области анализа данных изучал возможности анализа вариативности, контрастного анализа и метаанализа. Р. автор большого количества трудов, в том числе монографий: "Experimenter Effects in Behavioral Research", 1966, 1976; "Pygmalion in the Classroom: Teacher Expectation and Pupils" (with L. Jacobson), 1968; "The Volunteer Subject" (with R.R. Rosnow), 1975; "Sensitivity to Nonverbal Communication: The PONS Test" (with Hall, DiMatteo, Rogers, Archer), 1979; "Meta-Analitic Procedures for Social Research", 1984.

Л.А. Карпенко