Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Радищев PDF Печать E-mail
Автор: admin   
08.07.2010 08:07

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749—1802) — русский писатель, просветитель, философ, основоположник революционного направления в русской общественной мысли. Получил образование в Петербургском пажеском корпусе (1762—1766). Для получения юридического образования был отправлен в Лейпцигский ун-т (1766—1771), где занимался также естественными науками и медициной. На формирование его мировоззрения большое влияние оказали сочинения французских просветителей (особенно К.А. Гельвеция) и русских просветителей (М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков). После возвращения в Россию был на государственной службе (1771—1790). За резкую критику самодержавия и крепостного права в книге "Путешествие из Петербурга в Москву" (СПб., 1790) был сослан Екатериной II в Сибирь. В 1797 при Павле I был возвращен из ссылки. После воцарения Александра I был определен на службу в Комиссию составления законов (1801—1802). Пытался, опираясь на теорию "естественного права", проводить свои идеи ликвидации крепостнической системы и сословных привилегий. Потеряв всякую надежду на возможность их осуществления и оказавшись перед угрозой новой ссылки, ушел из жизни. Психологические идеи Р. изложены в "Житии Федора Васильевича Ушакова" (1789) и в философском трактате "О человеке, его смертности и бессмертии" (1792—1796), состоящем из 4-х книг. В первых двух книгах Р. дает материалистическую трактовку человеческой психики исходя из принципов материалистического монизма и детерминизма, две последующие книги содержат доводы Р. в пользу бессмертия души. Все душевные явления, по его мнению, есть "свойства вещества чувствующего и мыслящего". Он полагал, что они совершаются в пространственных структурах, так как мозг имеет протяженность. Тем самым он опровергает противопоставление психического физическому. В отличие от Гельвеция Р. отмечал качественные различия между мышлением и чувствованием, указывал на обусловленность умственных способностей особенностями темперамента, потребностей, нервного строения, раздражительности.

В психической деятельности людей, по Р., важнейшую роль играют внешние воздействия: климат, обстоятельства жизни, мнения и предрассудки людей, система общественных отношений. Успешное развитие способностей людей он связывал в значительной степени с воздействием воспитания и социальной среды, с той социальной ролью, которую играет человек под влиянием обстоятельств жизни. Р. трактовал чувственное и рассудочное познание в их единстве и взаимосвязи, генетически осмысливая развитие "одушевленности" материи: "раздраженность" — "чувственность" — "мысленность". Большую роль в развитии психики человека Р. отводил прямой походке и деятельности руки, считая, что эти отличия человека от животных способствовали развитию его изощренного зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, что обеспечило возможность создания произведений искусства. Р. подчеркивал огромное значение речи в развитии человеческого мышления. Он дал развернутую психологическую характеристику основных этапов онтогенетического развития человека. По Р., существенными движущими силами поведения человека являются его потребности и страсти. В отличие от животных человеку свойственно высокое развитие "соучаствования" и подражательности. Изданы труды: "Полное собрание сочинений", т. 1—3, 1938—1952; "Избранные философские и общественно-политические произведения", 1952; "Путешествие из Петербурга в Москву", М., 1987.

В.В. Большакова