Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Поддъяков PDF Печать E-mail
Автор: admin   
08.07.2010 08:07

ПОДДЪЯКОВ Николай Николаевич (р. 1929) — российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, создатель концепции развития познавательной сферы ребенка. Д-р психологических наук (1974), профессор (1981), чл.-кор. АПН СССР (1978), д. чл. АПН СССР (1990), д. чл. РАО (1993). Награжден медалью "За доблестный труд" (1970). Окончив философский фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова (1948—1953), поступил в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР (1953—1957). После аспирантуры работал в Институте психологии, защитив в 1960 г. канд. дис.: "Особенности ориентировочной деятельности у дошкольников при формировании и автоматизации практических действий" и перешел на работу в НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР, где с 1965 по 1981 г. заведовал лабораторией "Умственного воспитания детей дошкольного возраста". В 1974 г. защитил докт. дис. по психологии: "Развитие допонятийных форм мышления в дошкольном возрасте". Научные интересы П. связаны прежде всего с изучением познавательного развития дошкольников, особенностями их мышления, формированием основных логических операций в этом возрасте ("Умственное воспитание дошкольников", 1972). Им было проанализировано развитие образного мышления, его достоинства и недостатки, механизмы его становления в дошкольном возрасте, методы его диагностики и развития ("Содержание и методы умственного воспитания дошкольников", 1977). Разработанные П. экспериментальные методики, позволяющие исследовать различные стороны образного мышления, динамику его становления, легли в основу многих современных диагностических и развивающих программ. Описанный П. феномен "бескорыстного мышления" открывает новые аспекты творческой активности дошкольников. С 1981 по 1992 г. П. — директор НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Под его руководством разрабатывалась концепция развития познавательной сферы ребенка, на основе которой в ин-те разрабатывались конкретные технологии обучения и воспитания детей.

В последние годы П., наряду с исследованием интеллектуального развития детей, занимается проблемами игры, изучая влияние игровых отношений к жизни на психическое развитие детей, особенности их социализации. П. ведет активную педагогическую деятельность. Он автор научных трудов: "Развитие элементарных форм мышления в дошкольном детстве", М., 1973; "Мышление дошкольника", в соавт., М., 1977; "Умственное воспитание детей дошкольного возраста", М., 1984, 1988; "Творческое развитие детей дошкольного возраста", 1994; и др.

Л.А. Карпенко, Т.Д. Марцинковская