Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Охорович PDF Печать E-mail
Автор: admin   
08.07.2010 08:07

ОХОРОВИЧ (Ochorowicz) Юлиан (1850—1917) — польский психолог, философ-позитивист и изобретатель в области телефонной связи. Д-р философии (1873). Является основателем научной психологии в Западной Украине и Польше, одним из пионеров опытной психологии в мировой науке. Окончил физико-математический фак-т Варшавского ун-та (1872). Получил степень д-ра философии в Лейпцигском ун-те (1873). С 1875 по 1882 г. был доцентом кафедры психологии Львовского ун-та. Уже в эти годы проявил себя как теоретик психологической науки, был сторонником экспериментального направления В. Вундта, пропагандистом прикладного значения психологии, стремился связать ее с педагогикой, историей, философией, логикой, физиологией и медициной. В 1882—1892 гг. жил в Париже, где вместе с Ж.М. Шарко, Ш. Рише и Т. Рибо разрабатывал научные проблемы гипноза и методику психотерапии. По этой проблематике печатал работы на фр. яз. ("De la suggestion mental", 1887). Предметом научного рассмотрения О. были также парапсихологические феномены: магнетизм, оккультизм, спиритизм, гипноз и внушение, психотерапия, медиумизм, сомнамбулизм, ясновидение, передача воли и мыслей на расстояние, роль подсознательной сферы и др. Одновременно О. увлекся телефонией. Им был изобретен двухмембранный электромагнитный телефон, термомикрофон и др. Участвуя в 3-й Петербургской электротехнической выставке, организовал трансляцию по проводам оперных спектаклей (1886). О. был одним из главных инициаторов созыва 1-го Международного психологического конгресса в Париже (1881). Им был подготовлен проект конгресса, в котором подчеркивалась независимость психологии от философии, указывалось, что предмет психологии — явления духовной жизни человека, обосновывалась необходимость взаимопонимания между психологами, содержался призыв к их интеграции и проведению 1-го объединительного съезда. Психофизическую проблему О. решал с позиции материализма, категорически отрицал идеализм. Однако, ставя знак равенства между вульгарным материализмом и материализмом вообще, О. полагал, что материалистический подход исключает возможность исследования психических явлений.

Поэтому он, как и многие ученые того времени, избрал философию позитивизма, полагая, что она преодолевает односторонность как материализма, так и идеализма. В конкретных теоретических и опытных исследованиях О. разрабатывал вопросы общей, возрастной, педагогической, социальной, медицинской психологии, а также психологии народов, психологии творчества и др., являясь одним из основоположников этих областей психологии. Одним из первых он обращается к вопросам социальной и исторической психологии ("Неосознанные традиции человечества", 1898), указывая, что в объяснении социальных явлений историк должен выступать как психолог. Исторические изменения духовной жизни народа, доказывал О., требуют и психологических объяснений, например, настроения, верования, взгляды, обычаи, литература, искусство. Система психологических взглядов О. наиболее полно представлена в одной из последних его работ "Главные принципы психологии", 1916. О. известен также как писатель, журналист и литературный критик, редактор органа позитивистов в Польше — журнала "Нива".

А.Т. Губко