Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Мухина PDF Печать E-mail
Автор: admin   
08.07.2010 08:07

МУХИНА Валерия Сергеевна (р. 1935) — российский психолог, специалист в области психологии развития, психологии личности и этнической психологии. Д-р психол. наук (1972), профессор. Д. чл. РАО (1992), директор Института развития личности РАО (1992—1998). Окончив биолого-химический фак-т МГПИ им. В.И. Ленина (1956), защитила канд. дис. (1965). В 1972 — докт.: "Генезис изобразительной деятельности ребенка". Работала на кафедре психологии МПГИ. С 1988 — заведует кафедрой педагогической психологии Московского государственного педагогического ун-та (МГПУ), ныне кафедра психологии развития. Первоначально научная работа М. была связана с проблемами возрастной психологии и психологии развития. В работе "Близнецы" (1969) приводятся уникальные наблюдения за психическим развитием сыновей-близнецов от рождения до семи лет. Исследования позволили выявить новые подходы к психическому развитию детей раннего и дошкольного возраста, раскрывающие взаимосвязь двух противоречивых тенденций, определяющих этот процесс — зависимость поведения ребенка от функционального назначения предметов и свободу в сфере символических действий с предметами-заместителями. Формирование знаковой функции сознания, рефлексии детей явилось предметом исследования в работе "Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта" (1981).

В работах "Проблемы генезиса личности" (1985), "Лишенные родительского попечительства" (1991), "Возрастная психология" (1994) и др. были выявлены механизмы развития личности, представленные в виде пары "идентификация-обособления", построена теория исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания, согласно которой выделяются пять звеньев в структуре самосознания — 1) эмоционально-ценностное отношение к своему телу и имени, 2) притязание на признание, 3) половая идентификация, 4) психологическое время личности, 5) социальное пространство личности. Универсальность этой концепции была подтверждена экспериментальными данными, анализом продуктов изобразительной деятельности детей, в том числе детей с различными видами психологической депривации, а также результатами этнопсихологических исследований, проведенных под руководством М.

Т.Д. Марцинковская