Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Морозова PDF Печать E-mail
Автор: admin   
08.07.2010 08:07

МОРОЗОВА Наталья Григорьевна (р. 1906) — российский психолог и дефектолог. Специалист в области изучения речевого развития детей, психологии личности, трудового воспитания школьников и дошкольников. Д-р психологических наук (1968), профессор. Закончила 2-й МГУ (1930), затем аспирантуру ин-та дефектологии (1941) и МГПИ им. В.И. Ленина (дефектологическое отделение, 1944). Работала в должности зам. директора Института дефектологии АПН РСФСР (1955—1963). С 1963 по 1965 г. зав. лабораторией обучения и воспитания слабовидящих детей. С 1965 по 1978 г. руководила сектором воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. С 1978 г. — профессор-консультант. Исследовательскую работу начала с изучения проблемы воспитания интересов у детей. Обобщение теоретических и экспериментальных данных легло в основу ее докт. дис.: "Формирование познавательных интересов аномальных детей". Эта проблема разрабатывалась ею и далее применительно к детям с разнообразными аномалиями развития ("Развитие мотивов учения у школьников" // Известия АПН, 1951).

Другое направление исследований М. было связано с проблемой речи при обучении детей с нарушениями слуха. Идеи Л.С. Выготского послужили основанием для анализа речи с точки зрения теории знака и значения в процессе словесной активности у детей. М. исследовала эту проблему в плане педагогической интерпретации категорий смысла и значения в ходе овладения чтением детьми с нарушением слуха ("О естественной истории знака"; "О развитии речи младшего школьника" // Известия АПН, 1947; "Воспитание сознательного чтения у глухих детей" // Известия АПН, 1952; "Особенности понимания читаемого текста глухонемыми школьниками" /"Учебно-воспитательная работа в специальной школе", 1964). Третье направление исследований М. связано с изучением особенностей поведения аномальных детей дошкольного возраста. Сравнивая эмоциональные переживания детей с особенностями сенсорных и интеллектуальных нарушений, выделяла различные типы поведения, определяемые соотношением ведущего нарушения с условиями воспитания ребенка. Автор и редактор трудов: "Актуальные вопросы обучения и воспитания аномальных детей дошкольного возраста", М., 1975; "Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях", М., 1976.

В.А.Сумарокова