Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Ломоносов PDF Печать E-mail
Автор: admin   
08.07.2010 08:07

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711—1765) — русский ученый, энциклопедист, мыслитель, поэт. Академик Петербургской АН, чл. Академии художеств, поч. чл. Шведской АН и Болонской АН. Окончил Славяно-греко-лат. академию в Москве, был затем направлен в АН в Петербурге, а затем в Марбургский ун-т. В 1741 г. вернулся в Россию. Впоследствии по его инициативе был создан Московский ун-т (1755), ставший новым центром русской науки и культуры. Развивал идеи науки нового времени. Трактовал человека и его психическую деятельность с естественнонаучных позиций, сыграл важную роль в духовном развитии русского общества. Источником познания вслед за Ф. Бэконом, Т. Гоббсом, Дж. Локком считал "простые идеи", возникающие в организме при контактах органов чувств с природными телами, причем как организм, так и эти тела мыслил подчиненными объективным законам единого Универсума. Из простых идей, согласно Л., возникают сложные идеи, в том числе входящие в состав науки, социальное значение которой для просвещения народа и прогресса культуры ставилось Л. чрезвычайно высоко.

Научное познание представлял как взаимосвязь теоретического и эмпирического. "Из наблюдения установлять теорию, через теорию исправлять наблюдение есть лучший способ к изысканию правды" — писал Л. При этом он настоятельно подчеркивал важность служения науки общественным нуждам, и сам своей многосторонней деятельностью как исследовательской, так и организаторской способствовал этому, что и дало Пушкину основание назвать Л. "самобытным сподвижником просвещения". Высоко ставя задачу подготовки квалифицированных молодых людей для развития в России образования и науки, Л. настаивал на зависимости их успехов от природных дарований, возлагая надежду на вовлечение их в науку независимо от сословной принадлежности. Высказал ряд новаторских положений об эмоциях (страстях) и их своеобразии в различные возрастные периоды. (Например, он полагал, что "в старости страсти возбудить и утомить труднее, чем в молодости"). Большое внимание уделял воздействию речи на психику человека. При этом особо подчеркивал воспитательную (а не только образовательную) роль языка, в особенности для воспитания патриотизма. Л. принадлежит также оригинальное объяснение восприятия цвета. Автор трудов: "Полное собр. соч., тт. 1—10, М. — Л., 1950; "Избр. произв.", М. — Л., 1965.

М.Г. Ярошевский