Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Психология допроса и показаний PDF Печать E-mail
Автор: admin   
08.07.2010 07:26
Психология допроса и показаний — раздел судебной психологии, изучающий психологические закономерности получения, фиксации, оценки представителями правоохранительных органов значимой для установления истины информации от свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых. Допрос рассматривается как специфическая, регламентированная законом форма общения, имеющая характер сотрудничества или противоборства. Наиболее активно в П. д. и п. разрабатываются вопросы формирования показаний, происхождения и предупреждения в них ошибок, диагностики и профилактики заведомо ложных показаний, определения тактики допроса, методов воздействия допрашивающего на допрашиваемого и границ их допустимости. Установлено, что на дачу показаний существенно влияют процессуальное положение допрашиваемого (свидетель, обвиняемый и пр.), его возраст, образование, жизненный опыт, вся совокупность его психологических свойств, а также условия допроса и прочие обстоятельства. Причинами ошибок в показаниях могут быть субъективные свойства допрашиваемых (особенности восприятия, памяти и пр.), а также содержание вопросов, оказывающих внушающее действие и могущих отрицательно влиять на сохранение и воспроизведение информации. Происхождение сознательной лжи в показаниях связано с характером отношения допрашиваемого к исходу дела. Иногда ложь бывает спровоцирована допрашивающим путем произвольного или непроизвольного создания у допрашиваемого представления о субъективной выгоде показаний определенного содержания. Специальными исследованиями показано, что применение на допросе методов психического принуждения, внушения (в частности, гипноза), дезинформации повышает вероятность возникновения ошибок и ложных показаний, в том числе оговора и самооговора. Наиболее продуктивным методом воздействия на допрашиваемого П. д. и п. считает рациональное убеждение, направленное на создание мотивации для сообщения правдивых сведений.

М.М. Коченов