Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Лерш PDF Печать E-mail
Автор: admin   
08.07.2010 08:07

ЛЕРШ (Lersch) Филипп (1898—1972) — немецкий психолог и философ, представитель так называемого "слойно-теоретического" направления немецкой характерологии. Получил философское образование в Мюнхенском ун-те. С 1942 г. ординарный, а впоследствии — поч. профессор психологии и философии Психологического ин-та Мюнхенского ун-та Германии. Л. впервые представил целостное систематическое описание человеческой личности на основе "слойного" строения душевной жизни. Теория личности Л. в 1950-е гг. играла ведущую роль в немецкоязычной гуманитарной науке, а созданная им характерологическая система ("Der Aufbau des Charakters", 1938; с 4 изд. 1951 г. выходит под заголовком "Aufbau der Person") до конца 1960-х оставалась одной из самых популярных в понимании характера человека в западноевропейской психологии. С 1925 г. Л. активно разделял идеологию "Немецкого движения", а с 1933 по 1945 — идеологию национал-социализма уже фашистской Германии, и его главный характерологический труд (1938) возник как "результат восьмилетней деятельности в качестве психолога при немецком Вермахте" (1938). В целом идеология фашизма определяла общую парадигму личностно-психологических исследований Л. как задачу выделения органических предпосылок "душевного своеобразия" для обоснования антропологического превосходства отдельных людей, способных играть особые социально-исторические роли и нести личную ответственность за судьбы человечества. В сочетании с идеей социальной сущности человека ("Seele und Welt", 1941; "Der Mensch als soziales Wesen", 1964) эта способность приписывалась большим группам людей — народам и нациям. С целью раскрыть и описать "индивидуальное душевное своеобразие" человека Л. предпринимает подробное изучение переживаний, как они проявляются в наблюдении поведения и самонаблюдении, при этом интроспекция становится методологическим базисом его концепции. Анализируя переживания, Л. приходит к мысли о невозможности описать личность с помощью только характерологических и общепсихологических средств, поэтому первоначальная цель видится ему достижимой только в более широком философско-антропологическом контексте.

Для характеристики личности Л. вводит две модели описания: по вертикальной оси для описания внутриличностного строения модель слоев, по горизонтальной оси для анализа отношения человека к внешнему миру — модель функционального круга. Под характером Л. понимает "целостную структуру форм переживаний (диспозиций), которые, будучи относительно устойчивыми свойствами человеческой действительности, придают душевной сущности понятийно определяемый отпечаток" (1938). Структуру характера составляют два слоя: глубинный слой эндотимного основания, содержащий базовые установки переживаний, т. е. основное жизненное настроение человека, чувство собственного достоинства, чувственные особенности восприятия окружающего мира и эндотимные процессы области потребностей и влечений, чувственная жизнь и установки межличностного общения и слой личностной надстройки, содержащей так наз. "ноэтический габитус", т. е. способность абстракции и суждения, а также качество воли (внешняя и внутренняя выраженность воли, сила воли и готовность к напряжению). Качество характера определяется Л., с одной стороны, через акцентуацию слоев, с другой — через их интегративное отношение. Из всех методов познания характера главным для Л. является метод физиогномики или описание переживаний путем толкования выражения лица человека. При этом, с целью фиксации мимических движений, Лершем впервые была использована техника фото- и киносъемки ("Gesicht und Seele. Grundlinien einer mimischer Diagnostik", 1932). Смена исследовательских парадигм, которая произошла в 1950—60 гг. и представляла поворот от интроспекции в исследовании характера к измерению, привела к потере актуальности его подхода. В настоящее время помимо ценности как историко-психологического явления, научный вклад Л. заслуживает внимания как стремление к интердисциплинарности в изучении личности и целостному человекознанию, несмотря на общий биологизаторский крен его концепции и идеологическое прошлое. С 1961 по 1971 гг. Л. — главный редактор влиятельного журнала "Психологическое обозрение", издатель 12-томного "Справочника по психологии" ("Handbuch der Psychologie", выход. с 1959 г.).

А.К. Никишов