Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Классификации операции PDF Печать E-mail
Автор: admin   
19.09.2010 14:36

Классификации операции [лат. classis — разряд; operatio — действие, дело] — психологическая операциональная структура, появляющаяся, по Пиаже, в интеллектуальном развитии ребенка на стадии конкретных операций и отражающая включение одного класса в другой. Напр., класс "воробьи" включен в класс "птицы", класс "птицы" включен в класс "животные", класс "животные" включен в класс "живые существа" и т. д. Критерием появления обратимых операций К. в мышлении ребенка является факт правильного ответа в знаменитой задаче на сравнение большего подкласса и класса. Для дооперациональной стадии развития интеллекта характерны ответы, известные как "феномен несохранения класса при его сравнении с подклассом". Напр., сравнивая количество роз и количество цветов в букете, состоящем из пяти роз и трех гвоздик, ребенок на дооперациональной стадии развития заявляет, что "роз больше", обосновывая свой ответ тем, что "роз в букете пять, а этих (гвоздик? цветов?) только три". Для операциональной стадии развития интеллекта характерны уже правильные ответы, типа: цветов больше, так как розы и гвоздики — все это цветы. Психологическим операциям К. Пиаже ставит в соответствие логическую структуру, названную им группировкой "простая К." (А включено в В, В включено в С и т. д.). Эта операциональная структура основана на системе из пяти операций: 1) композиция: А+А′=В; В+В′=С и т. д. (где А × А′ = 0; В × В′ = 0 и т. д.); 2) инверсия: -А-А’=-В и т. д., откуда А=В-А′ и А′=В-А; 3) идентичность: А-А= 0; 4) тавтология: А+А=А, откуда А+В=В; 5) ассоциативность: А+(А+В) = (А+А)+В, но А+(А-А′) ≠ (А+А)-А′.

В логико-алгебраическом смысле структура группировки К. является полуструктурой, так как пересечение классов одного порядка всегда дает пустой класс 0: А × А′ = 0, В × В′ = 0 и т. п. Полная операциональная структура — группа — появится в интеллекте ребенка на следующей, формально-операциональной стадии развития. Кроме группировки простой К. Пиаже выделяет группировку мультипликативной К. Простая К. имеет дело со сложением классов, мультипликативная — с умножением классов, т. е. одновременно более чем с одной системой классов. Простейшим примером мультипликативной К. будет, напр., система, в которой необходимо различать людей по признакам "мужчина — не мужчина" и "блондин(ка) — не блондин(ка)" одновременно. Очевидно, что в результате получится 2 × 2 = 4 класса: мужчины-блондины, мужчины-не блондины, не мужчины-блондины и не мужчины-не блондины.

А.Г. Лидерс