Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Афазия. Структурно-функциональная основа PDF Печать E-mail
Автор: admin   
19.09.2010 14:36

Афазия. Структурно-функциональная основа — нарушение способности говорить или понимать речь, возникающее в результате повреждения мозга. У подавляющего большинства людей это нарушение связано с повреждением какой-либо из нескольких областей левого полушария. Органы речи и соответствующие мышцы (гортань, язык, губы и т.д.), а также иннервация речевого аппарата при этом не повреждены. В зависимости от локализации и степени повреждения мозга выделено несколько различных типов афазий. Основные две формы: это моторная и сенсорная афазии.

Моторная афазия (афазия Брока) состоит в нарушении собственной речи человека; понимание им чужой речи в основном сохраняется. При М. а. большинство людей понимают устную и письменную речь, поэтому считается, что затруднения имеют место не в понимании, а на уровне моторного выхода речи. Этот тип афазии связан с повреждением лобных областей левого полушария, контролирующих речевой выход, в особенности зоны Брока.

Сенсорная афазия (афазия Вернике) является нарушением, при котором испытываются большие затруднения в понимании речи как устной, так и письменной. Этот вид афазии связан с повреждением задней области первой височной извилины (зона Вернике). Речь при сенсорной афазии в зависимости от повреждения может меняться от немного странной до совершенно бессмысленной. Чтение и письмо также в той или иной мере нарушены.

Были выделены некоторые другие типы афазий, рассматриваемые как следствие различного вида повреждений мозга.

Проводниковая афазия, как полагают, является следствием нарушения связи между зонами Вернике и Брока. При этом речь беглая, но бессмысленная. Однако человек может понимать речь и имеет некоторую способность к чтению.

Слуховая афазия возникает в результате повреждения зоны Вернике или путей, соединяющих эту зону с слуховой проекционной корой, при этом нарушено понимание только устной речи. Понимание написанного, а также способность выражать свои мысли в устной и письменной форме остаются нормальными.