Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Речевая деятельность PDF Печать E-mail
Автор: admin   
08.07.2010 07:59

Речевая деятельность — 1) один из трех аспектов языка наряду с психологической "речевой организацией" и "языковой системой"; "языковой материал", включающий сумму отдельных актов говорения и понимания. Такое употребление понятия Р. д. встречается в работах Л.В. Щербы и некоторых других ученых 1920—30-х гг. С щербовским пониманием Р. д. связано распространенное в методике преподавания языков понятие "видов Р. д." (говорение, аудирование, чтение и письмо). 2) Вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.). Понятие Р д. в этом значении восходит к работам Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. В таком понимании термин "Р. д." употребляется с середины 1960-х гг. (с появлением психолингвистики). Р. д., согласно данной концепции, психологически организована подобно др. видам деятельности, т. е., с одной стороны, характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, эвристическим характером, с другой — состоит из нескольких последовательных фаз (ориентировка, планирование, реализация плана, контроль, применительно к Р. д. эти фазы и составляющие их операции впервые выделены Выготским). Р. д. может выступать или как самостоятельная деятельность со специфической мотивацией, составляющими которой являются речевые действия (имеющие цель, подчиненную цели деятельности) и речевые операции (варьирующиеся в соответствии с условиями), или в форме речевых действий, включенных в ту или иную неречевую деятельность. Конкретная организация Р. д., в частности типология и номенклатура речевых операций, понимаются в психолингвистике (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Е.М. Верещагин, Т.В. Ахутина) несколько различно. С начала 1970-х гг., с появлением в психологии понятия "деятельность общения" (коммуникативная деятельность), понятие "Р. д." получает узкую интерпретацию так, в некоторых работах она понимается как деятельность, мотив которой связан с производством самой речи (а не с ее использованием вне коммуникативного акта).

А.А. Леонтьев