Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Йенш PDF Печать E-mail
Автор: admin   
08.07.2010 08:07

ЙЕНШ (Jaensch) Эрих, (1883—1941) — немецкий психолог, один из главных представителей типологического направления немецкой характерологии, основоположник так называемой "структурной" или "интеграционной типологии". Приват-доцент в ун-тах Марбурга и Халле. С 1913 — профессор Марбургского ун-та. Исходя из результатов исследований восприятия ("Über den Aufbau der Wahrnehmungswelt", 1923), в особенности эйдетических явлений, основал концепцию психологической антропологии ("Grundformen menschlichen Seins", 1929), центральным понятием которой стало понятие интеграции. Ее основная идея состоит в том, что психологические функции являются или интегрированными (I-типы) или в различной степени дезинтегрированными (подверженными разрыхлению или распаду, или S-типы). Вторым измерением является направление интеграции: "вовне" (во внешний мир, I-1) или "вовнутрь" (во внутренний мир, I-3) с переходной ступенью (I-2). У S-типов дифференцирование продолжается на основе размера, за счет которого слабая сама по себе интеграция может компенсироваться посредством сильно развитой "рациональной надстройки" (интеллекта). Подтверждение своей типологии Й. находит в закономерностях детского развития. Так, развитие ребенка идет в целом от преобладающей непосредственной чувственной связи с внешним миром (интеграция вовне) ко все более сильной внутренней функциональной сплоченности (внутренняя интеграция), что выражается во все большей внутренней регуляции действий и поступков. Между ступенями развития интеграции лежат периоды относительного "разрыхления" или распада функциональных структур. Выделенным типам Й. придавал антропологический статус "основных форм человеческого бытия". С 1933 г. он поставил свою типологию, расширенную таким образом до биолого-психологической антропологии, на службу национал-социализму, который он понимал как движение к культурному обновлению и возрождению Германии.

Важнейшим "научным" средством для этого являлось выдвижение и объяснение контртипа арийской расы, который был выделен в 1933 г. ("Die Lage und die Aufgabe der Psychologie: ihre Sendung in der Deutschen Bewegung und an der Kulturwendung", 1933) и с 1938 г. ("Der Gegentypus. Psychologisch-antropologische Grundlagen deutscher Kulturphilosophie, ausgehend von dem was wir ueberwinden wollen", 1938) описывался как "тип распада" или S-литический тип. В качестве идеала человека в смысле Немецкого Движения Й. предлагал рассматривать сплав типов I-2 и I-3, которые якобы преобладают в Германии, при этом S-литический тип является патологическим проявлением, борьба с которым рассматривается как задача "лечения культуры". Интеграционная (расистская по своей сущности) типология Й. не получила научного подтверждения, была признана антигуманной и вскоре после его смерти потеряла всякую актуальность, представляя на сегодняшний день лишь историческую ценность, в частности для характеристики политической истории психологии в Германии.

А.К. Никишов