Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Занков PDF Печать E-mail
Автор: admin   
08.07.2010 08:07

ЗАНКОВ Леонид Владимирович (1901—1977) — российский психолог, дефектолог, педагог, ученик и последователь Л.С. Выготского. Д-р педагогических наук (1943). Д. чл. АПН РСФСР (1955). Окончил фак-т общественных наук Московского ун-та (1925). С 1918 г. работал учителем сельской школы, воспитателем, затем — заведующим детской сельскохозяйственной колонией в Тамбовской области (1919—1922). С 1929 по 1951 г. работал в психологической лаборатории Института дефектологии АПН РСФСР, где в 1941 г. защитил докт. дис.: "Психология воспроизведения". С 1944 по 1947 г. — директор института. С 1951 по 1977 г. работал в НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР (в 1951—1955 гг. — зам. директора по науке, с 1955 г. — зав. лабораторией экспериментальной дидактики). Наряду с научной занимался преподавательской работой, возглавлял кафедру дефектологии МГПУ им. В.И. Ленина. Разрабатывал проблемы психологии памяти, мышления и речи нормальных и аномальных детей. Занимался исследованием детей с "задержкой умственного развития". Одним из первых стал употреблять этот термин по отношению к тем детям, которых было принято называть "умственно отсталыми", подчеркивая тем самым качественное отличие их психического развития. Считал, что обучение во вспомогательной школе не должно быть цензовым, т. е. приравниваться к классам обычной школы. В соответствие со взглядами Л.С. Выготского рассматривал проблему взаимоотношения обучения и развития. Разрабатывал систему начального обучения, направленную на повышение качества усвоения знаний и разностороннее развитие ребенка. Ведущий принцип обучения во вспомогательной школе, согласно З., — повышение удельного веса словесных средств по сравнению с наглядными по мере продвижения из класса в класс. Во время ВОВ занимался вопросами восстановления функций у раненых. В 1940-е гг. изучал проблемы психологии памяти, исследовал соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания. Автор трудов: "Очерки психологии умственно отсталого ребенка", М., 1935; "Память школьника, ее психология и педагогика", М., 1944; "Память", М., 1949; "Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении", М., 1958, ред.; "О предмете и методах дидактических исследований", М., 1962; "Дидактика и жизнь", М., 1968 и др.

Л.А. Карпенко, И.Е. Сироткина