Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Действия перцептивные PDF Печать E-mail
Автор: admin   
08.07.2010 07:59

Действия перцептивные — структурная единица процесса восприятия у человека, включающая помимо собственно психического и двигательный компонент. Д. п. связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации, а также с разного рода преобразованиями сенсорной информации, приводящими к созданию адекватного задачам деятельности и предметному миру образа. С понятием о Д. п. связано представление о восприятии как об активном процессе. Восприятие не пассивное "фотографирование". Это своеобразная деятельность, в которой большую роль играет движение. Двигательные компоненты процесса восприятия подстраивают работу перцептивных систем к характеристикам объекта (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец). Примером может служить движение руки, ощупывающей предмет, движения глаза, прослеживающего контур воспринимаемого предмета, движения мышц гортани при восприятии речи или мелодии. Исследование онтогенетического развития Д. п. показывает, что вначале они бывают включены во внешние практические действия ребенка. По мере усложнения деятельности и тех требований, которые она предъявляет к предметному отражению ситуации, происходит выделение собственно Д. п. в самостоятельный процесс, направленный на создание образа предмета или ситуации. В развернутом внешнедвигательном характере Д. п. проявляется генетическая связь Д. п. с практическими действиями. Развитие Д. п. сопровождается значительным сокращением моторных компонентов Д. п., в результате чего процесс восприятия приобретает форму одномоментного акта "усмотрения". Эти изменения обусловливаются выработкой у ребенка целой системы перцептивных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие и превращающих его из процесса построения образа в более элементарный процесс опознания. Усваивая на протяжении детства системы сенсорных эталонов, ребенок научается пользоваться ими как своеобразными чувственными мерками для систематизации свойств окружающей действительности.

А.Г. Рузская