Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Дубровина PDF Печать E-mail
Автор: admin   
08.07.2010 08:07

ДУБРОВИНА Ирина Владимировна (р. 1935) — российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, консультативной психологии. Является основателем детской практической психологии, разработчиком и организатором школьной психологической службы. Д-р психологических наук (1989), профессор (1992), чл.-кор. РАО (1995), д. чл. РАО (2000). Гл. ред. журнала "Детский практический психолог". Награждена медалью К.Д. Ушинского (1995). Окончила в 1958 г. фак-т русского языка, литературы и истории МГПИ им. В.П. Потемкина. Профессиональную деятельность начала в качестве учителя русского языка Московской школы (1958—1963). Поступив в 1963 в аспирантуру ИП АПН РСФСР (ныне ПИ РАО), окончила ее в 1966, защитив канд. дис. "Анализ компонентов математических способностей в младшем школьном возрасте" (1967). С 1966 г. по настоящее время работает в ПИ РАО. В 1976 г. стала зав. лабораторией Психологии формирования личности, которой до этого руководила Л.И. Божович.С 1978 по 1992 г. была зам. директора ПИ РАО по научной работе. В 1988 г. защитила докт. дис.: "Теоретические основы и прикладные аспекты развития школьной психологической службы". С 1992 г. заведует лабораторией "Научных основ детской практической психологии". Основное направление научных исследований Д. первоначально было связано с проблемами генезиса возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Ею изучался переходный период от подросткового к юношескому возрасту, впервые ставший предметом систематизированного исследования. ("Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту", 1987). На значительной выборке учащихся изучалась познавательная мотивационно-потребностная сфера, самосознание и др. стороны личности. Результаты были опубликованы в коллективной монографии: "Особенности обучения и психического развития школьников 13—17 лет" (1988). Детальный анализ формирования личности старших школьников был представлен в монографии "Формирование личности старшеклассника" (1989) и книге: "Формирование личности в онтогенезе" (1992, ред. и соавт.).

С конца 1970-х гг. под руководством Д. проводилось изучение специфики психического развития детей, растущих вне семьи. В результате многолетних исследований были выявлены причины особого типа психического и личностного развития детей, воспитывающихся в интернатах ("Психическое развитие воспитанников детского дома" / ред. совм. с М.И. Лисиной, 1990). В 1980 г. по инициативе вице-президента АПН СССР Ю.К. Бабанского Д. начала работу по организации в стране школьной психологической службы. Под ее руководством было разработано "Положение о психологической службе образования", а также ряд Положений о центрах психологических служб, составляющих основу деятельности психолога в системе образования. Исследуя теоретические и прикладные проблемы детской практической психологии, Д. разработала основные положения и функциональные обязанности практического психолога в школьных и дошкольных учреждениях, его роль в создании благоприятных условий психического развития детей; предложила подходы к выявлению и развитию потенциальных возможностей детей; проанализировала проблемы диагностики, а также развития способностей и творческой активности детей как одной из форм коррекционной работы практического психолога. Опубликовала серию книг и практических пособий по службе практической психологии образования: "Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики" (1991); "Рабочая книга школьного психолога" (1991); "Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы" (1994). Разработала программу подготовки практических психологов образования.

Л.А. Карпенко, А.Н. Коновалов