Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Грот PDF Печать E-mail
Автор: admin   
08.07.2010 08:07

ГРОТ Николай Яковлевич (1852—1899) — русский психолог и философ. Один из основателей российской экспериментальной психологии, автор теории эмоционально-нравственного развития человека. Специалист по теории философского знания, гносеологии и этике. Родился в семье филолога — академика Я.К. Грота. Образование получил в Петербургском ун-те, окончив историко-филологический фак-т. После стажировки в Германии, стал профессором кафедры философии Историко-филологического ун-та в Нежине. Защитил магистерскую дис. по теме "Психология чувствований" (1880), докт. по теме "К реформе логики" (1883), в которых развивал свою концепцию логики и эмоций. В 1883 г. Г. — профессор философии в Одессе, с 1886 г. — профессор Московского ун-та, где М.М. Троицкий передал ему заведование кафедрой философии и где он работал до конца своей жизни. В 1887 г. Г. возглавил Московское психологическое общество. С 1889 г. он первый редактор журнала "Вопросы философии и психологии". В своих ранних исследованиях Г. ориентировался на учение И.М. Сеченова. В дальнейшем его миропонимание эволюционировало от спенсеровского позитивизма (когда он считал, что задача философии в синтезировании научного знания) к признанию наличия метафизической реальности (т. е. признания сверхчувственных принципов и начал бытия), в частности, признания реальности "сознания вселенной" и к утверждению, что "априорный" метод метафизики и есть "метод чувства", который он разрабатывал в своих исследованиях. Развивая программу построения психологии, Г. исходил из того, что психология должна быть объективной естественной экспериментальной наукой. Он был активным сторонником практического использования психологии в педагогике, медицине, юриспруденции ("Основания экспериментальной психологии", 1896).Главное достоинство экспериментальной психологии Г. видел в том, что она имеет дело не с субстанциями или явлениями, а с реальными фактами душевной жизни. В то же время ее наибольшая трудность состоит в способе передачи, описания душевного состояния исследуемого субъекта экспериментатору и правильная интерпретация последнего, "так как интуитивное чтение в чужих душах обычно бывает ошибочным". Особое внимание в своих работах Г. обращал на развитие эмоций и чувств, связывая их не только с мыслями, но и с ощущениями ("Психология чувств", 1880).

Он пытался применить законы дифференциации и интеграции, открытые в физиологии к психологии. В качестве основной единицы душевной жизни выделял "психический оборот", в котором объединялись ощущение (как внешнее впечатление на организм), чувствование (как переработка внешнего впечатления во внутреннее), мышление (как вызванное этим впечатлением движение) и воля (как внешнее движение организма навстречу предмету). Говоря о возможности практического применения данных его исследования о связи чувств и ощущений, Г. доказывал, что в реальной жизни человеческая психика находится в равновесии между состоянием пессимизма и оптимизма, что существует баланс сил в удовольствии и страдании. Изменение равновесия в сторону страдания изменяет и познавательные способности человека, приводя, как правило, к их снижению. Теория баланса сил (опирающаяся на закон сохранения энергии) связывалась с развитием нравственности у человека: счастье, по мнению Г., заключается в правильном и нормальном равновесии удовольствий и страданий как в их качестве, так и порядке их смены. Это определение счастья во многом являлось основой его дальнейших работ, связанных с исследованием проблемы свободы воли, которую Г. рассматривал как проблему отношения мотивов воли к ее актам. Его основная идея заключалась в том, что свобода личной воли есть дар единой вселенской воли, но достигается она личностью самостоятельно, в процессе индивидуального саморазвития. Большое значение Г. придавал просветительской деятельности, распространению психологических знаний в обществе, чтению открытых лекций, созданию общедоступных курсов. Автор трудов: "О душе в связи с современными учениями о силе", Одесса, 1886; "Что такое метафизика" / "Вопросы философии и психологии", 1890. Кн. 2 и др.

Л.А. Карпенко, Т.Д. Марцинковская