Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Герцен PDF Печать E-mail
Автор: admin   
08.07.2010 08:07

ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812—1870) — русский философ, писатель, публицист. Закончил физико-математическое отделение Московского ун-та (1829—1833). За участие в революционном кружке арестован (1834) и выслан (1835) из Москвы (вместе с Н.П. Огаревым). Вторая ссылка — в Новгород (1841—1842). Возвратившись в Москву (1842—1847), Г. публикует ряд острых публицистических, философских и литературных произведений. В полемике с официальными идеологами и славянофилами выступил как автор теории "русского социализма". В 1847 г. уехал за границу, где решил остаться, чтобы иметь возможность без цензуры публиковать свои взгляды в борьбе с самодержавием в России. В 1852 г. переехал в Лондон, где создал вольную русскую типографию (1853) и с 1857 г. совместно с Н.П. Огаревым начал издавать газету "Колокол", в которой развернул революционную пропаганду. Убежденный материалист, Г. отстаивал принцип детерминизма как базу научного мировоззрения. Материалистическую позицию занимал он и в понимании природы психического, трактуя психику как особую функцию мозга, свойство материи. Естественнонаучная ориентированность взглядов Г. проявлялась в принятии эволюционных идей Ч. Дарвина, в утверждении необходимости при изучении психики опираться на данные физиологии. В то же время Г. выступал против вульгарно физиологического взгляда на человека, расчленяющего его на рефлекторные акты, подчеркивал важность исторического подхода в понимании сознания, считал, что социальная сущность человека выходит за пределы физиологии и обусловливает его развитие как существа активно, разумно и свободно совершающего свои действия. Таким образом, волевая активность и нравственная свобода человека выступают у Г. как "психологическая, антропологическая реальность". Этот подход был важным шагом в материалистическом обосновании активности личности, разрушении механического подхода к человеку. Г. полагал, что ощущение и мысль — составные части единого процесса познания: истину можно проверить как мышлением, рационально, так и опытом, практикой.

Выступая против дуализма в рассмотрении взаимоотношений мысли и слова, Г. определял слово как средство более или менее адекватного выражения мысли. Различал смысл и значение слова. Одной из задач воспитания называл формирование активной мыслительной деятельности человека, как основы процесса самообразования. Важнейшую роль в жизни человека отводил деятельности как физиологической необходимости, обеспечивающей развитие личности, подчеркивал связь "деяния" и мышления человека, говорил о том, что мыслительная работа всегда требует волевых усилий человека. Подчеркивая влияние окружающей среды на развитие личности, отмечал в то же время сложную диалектику взаимоотношения среды и уровня развития личности: чем более развито сознание, ярче самобытность человека, тем менее он зависим от среды. Применительно к общественным процессам был сторонником крестьянского социализма. Верил в будущее социализма, однако не рассматривал его как окончательную и совершенную форму общественных отношений. В конце жизни склонялся к реформистским путям преобразования общества. Пребывая в эмиграции, будучи не только оригинальным мыслителем, но и талантливым писателем, Г. в немалой степени содействовал тому, чтобы западноевропейские страны получили адекватное представление о России и русском национальном характере. Труды Г. изданы в виде Собрания соч. в 30-ти томах (1954—1965); "Избранные педагогические высказывания" Г. опубликованы в 1951 г.

В.В. Большакова, Л.А. Карпенко